2012 ГОД – ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА
2012 год имеет особое значение не только потому, что будут развернуты американские ракеты-перехватчики в Польше и радар в Чехии. Прекратит после четырех десятилетий свое существование режим ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, если нынешняя или следующая администрация США не захотят прислушаться к дипломатическим инициативам России.
Если СНВ-1 и СНП окажутся «на свалке истории», как это произошло с Договором по ПРО, то должен ли действовать «бессрочный» Договор РСМД? Кому нужен такой «выборочный» контроль над вооружениями? Я убежден, что нам надо уже сейчас открыто сказать всему миру: если 1 января 2013 года не будет никакого контроля над стратегическими вооружениями, то не будет больше действовать и Договор РСМД. Будем поддерживать «взаимное ядерное устрашение», ведя, как и американцы, игру без правил, как в разгар холодной войны – до 1972 года.
Необходимо ускорить реализацию программы оснащения российских СЯС системами вооружения, способными надежно преодолевать ПРО. Прежде всего, это касается дорожно-мобильной МБР «Тополь-М», которую мы уже через два года, когда истечет срок Договора СНВ-1, можем начать оснащать РГЧ ИН. Этот шаг, так же как и рассредоточение наших мобильных МБР, никоим образом не будет нарушать условия Договора о СНП, который позволяет каждой стороне самостоятельно определять состав, структуру и группировку своих сил.
По свидетельству мартовского номера известного «Бюллетеня атомных ученых», который ссылается на обмен официальными данными, у России имеется 45 ПУ «Тополь-М», которые могут быть оснащены маневрирующими головными частями. Если вместо 6 единиц в год мы будет развертывать, например, 20 ракет «Тополь-М», оснащенных маневрирующими РГЧ ИН, то к 31 декабря 2012 года у нас будет сотня новейших малоуязвимых комплексов с 300 боезарядами, которым не страшна любая американская ПРО. И те 10 перехватчиков, которые Пентагон хочет развернуть в Польше в 2012 году, не будут иметь никаких шансов не только перехватить наши ракеты, но и просуществовать больше нескольких минут при осуществлении бредового сценария американо-российской войны.
Еще одним эффективным средством поражения объектов ПРО являются высокоточные крылатые ракеты воздушного базирования. Опыт современных вооруженных конфликтов и локальных войн свидетельствует, что наиболее эффективно с задачей поражения радаров неядерными средствами способна справиться авиация, оснащенная самонаводящимися КРВБ.
На сегодня Россия, по данным «Бюллетеня атомных ученых», располагает 78 стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС и Ту-160, а также имеет несколько десятков средних бомбардировщиков Ту-22М3. В общей сложности они потенциально способны нести примерно 1,5 тыс. КРВБ.
По сообщениям печати, у России имеется или проходит испытания целый ряд таких систем. Еще в 2005 году в ходе проводимого со стратегической авиацией учения при непосредственном участии президента РФ Владимира Путина было проведено успешное полигонное испытание вновь разрабатываемой КРВБ большой дальности. Если мы наладим в ближайшее время серийное производство новейших КРВБ в неядерном оснащении (как американцы – свои), то Россия получит еще несколько сотен эффективных средств поражения любых целей в пределах 3–5 тыс. км от наших границ, включая Аляску, где в 2012 году будет развернута основная группировка американских ракет – перехватчиков ПРО. В интересах обладания Россией полноценным набором неядерных авиационных средств поражения большей дальности необходимо предпринять дополнительные усилия, которые позволили бы в короткие сроки не только принять на вооружение новые КРВБ, но и наладить их серийное производство.
Все эти меры мы можем принимать, не нарушая какие-либо международно-правовые обязательства. В случае успешной реализации изложенных мер России удастся сохранить стратегический баланс с США и не допустить их военного превосходства.
При этом мы заплатим гораздо меньшую цену, чем американцы. Подчеркну, что нет необходимости форсировать переоснащение своих СЯС на новые системы вооружения в ущерб решению других важных задач в области обороны. В финансово-экономическом плане корректировка планов строительства стратегических сил с выделением дополнительных средств на массовое производство уже практически «доведенных до ума» новых МБР и КРВБ будет стоить, если брать американские цены на соответствующую продукцию, менее 1 млрд. долларов в год. У нас, вероятно, это потребует не более 3–5 млрд. рублей или полпроцента расходов Российской Федерации на оборону в 2007 году. Вряд ли такие расходы на парирование угрозы американской ПРО являются непосильным бременем для государства, в Стабилизационном фонде которого лежит мертвым грузом около 100 млрд. долларов.
Сто лет назад американский президент Теодор Рузвельт дал совет: «Говори тихо, но держи большую дубинку». И нам надо не кричать, что мы завтра выйдем из Договора РСМД, а продемонстрировать американским партнерам, что мы производим новые дубинки, от которых никакой щит не защитит.
"Независимая Газета" http://nvo.ng.ru/concepts/2007-03-23/1_pro.html
К этому времени мы наладим серийное производство новых «Тополей», а также КРВБ, которые после 2012 года можно будет оснащать не только обычными, но и ядерными боеголовками. Можно будет хорошенько приготовиться и к производству ракет средней дальности в ядерном и неядерном оснащении. Это будет своего рода дамоклов меч, который повиснет над нашими партнерами по переговорам. Россия располагает вполне достаточным запасом времени – в ближайшие 5–10 лет, боевые возможности создаваемой американцами системы ПРО будут весьма ограниченными.